Планирование времени для работающей мамы

Здравствуйте, дорогие посетительницы сайта!

Недавно ко мне обратилась моя читательница с просьбой поделиться опытом. Она спрашивала, как у меня получается планировать свой день так, чтобы включать в него и домашние дела, и работу над проектом, а также оставлять время на семью и на себя.

Мне показалось, что эта тема будет интересна многим мамам, поэтому мы с Анной (так зовут читательницу) записали интервью, чтобы с ним могли ознакомиться все желающие.

Из этого интервью вы узнаете:

  • как обычно выглядит мой план на день
  • когда «загруженность» детьми выше – когда они маленькие или когда уже подросли?
  • как правильно расставлять приоритеты в списке дел, чтобы понять, какие из них требуют особого внимания
  • как свести бесчисленное количество задач на неделю к 12-ти самым важным
  • что делать, если все равно не успеваешь выполнить все запланированные дела
  • как оптимизировать процесс приготовления пищи, чтобы не стоять целыми днями у плиты
  • а также я поделюсь с вами вдохновляющими примерами планирования жизни от многодетных мам.

 

Текстовая версия интервью

Ольга: Здравствуйте, Анна.

Анна: Здравствуйте, Ольга. Я – мама в декрете. Моей старшей дочери три с половиной, а младшей – 8 месяцев. Я мечтаю начать работу в интернете, но пока у меня времени в обрез. И я задалась вопросом: в обрез ли у меня времени или я просто не умею грамотно его планировать? И поэтому у меня возникли вопросы, которые я хотела бы вам задать как маме, которая уже с большим опытом и ведения интернет-проекта, и работы в интернете. И вот у меня первый вопрос такой: все-таки планируете вы свой день или нет, или у вас так вот все – раз – и само собой получается?

Ольга: Однозначно планирую, конечно, да, потому что сейчас уже очень много задач по проекту, много тренингов, много разных направлений, поэтому без плана просто ничего не получится.

 

Удобное планирование - каждому свое

Планирование времени для работающей мамыАнна: Я, в общем-то, так и думала. А как выглядит ваш план на день?

Ольга: Сейчас я веду план в двух форматах. Первый – это в гугл-календаре, на неделю и дальше: отмечаю встречи, события, которые привязаны ко времени. Вот, например, наше сегодняшнее интервью, потом консультации, потом нужно детей в школу отвезти и привезти, потому что они у меня сейчас уже подросли и учатся в третьем и в четвертом классе, кружки и так далее. То, что связано со временем, фиксирую в календаре. Это такая табличка, где окошками все отмечено. А те дела, которые можно делать, скажем так, без привязки ко времени, они у меня написаны списком в плане. На самом деле, у меня не очень получается планировать день, потому что это же нужно каждый день записывать! (смеется) Я планирую на неделю. Составляю дел на неделю из разных сфер, а потом на него смотрю в течение дня и отмечаю либо то, что стало слишком срочным и нужно делать, кровь из носу, сегодня, либо то, на что есть время. Вот как-то ориентируюсь больше на план недели.

Анна: Т.е. получается, что вы используете такую технику, что сначала вы четко пишете время жестких как бы событий, жестких встреч, которые назначены на определенное время. Остальные дела вы в промежутках стараетесь выполнить?

Ольга: Да, в промежутках или делаю блок. Например, консультации я ставлю себе до четырех часов, соответственно, чуть позже я могу заняться обычными задачами. В субботу, например, могу тоже их сделать. Т.е. я не то чтобы прямо между ними, обязательно. Иногда выделяю себе полдня без жестких встреч, иначе не успеваешь все остальное сделать.

 

Загруженность мамы с детьми

Анна: Да, я поняла. У меня, знаете, попутно возник такой вопрос: вы сказали, что ваши дети уже подросли, но их же все равно нужно отвозить в школу, в кружки? Вы можете сравнить загруженность мамы детьми? Когда она больше: когда дети маленькие или когда они подрастут? А может быть, эта загруженность постоянна, т.е. это такой миф, что вот сейчас дети маленькие, у меня нет времени, а вот сейчас они подрастут и у меня время появится? Как с этим?

Ольга: Я буду говорить по личному опыту, и в моем случае, конечно, когда дети подросли, времени стало значительно больше. Где-то, знаете, переломный момент, когда я почувствовала себя человеком, случился, когда моей младшей дочери стало 3 года и дальше. Старшей было на 2 года, соответственно, больше - 3 и 5 лет - и младшая начала со старшей играть. По-настоящему играть, не просто вместе возиться в одной кучке, а именно играть. У них начались игры с сюжетом, и они могли так заиграться и полчаса, и час. И я втихую (вот они играют, не трогаю) убегаю в другую комнату, сажусь работать. Сейчас, естественно, гораздо проще, когда старше они стали. Я им могу сказать: «Так, девочки, у меня консультация, не орите под моей дверью» (смеется). И они знают, что им нужно сделать уроки, что-то другое сделать. Иногда они, конечно, это не делают, но, по крайней мере, договариваться проще.

Хотя свои прелести, связанные с организацией школьной жизни, с кружками, с выполнением домашек, с внезапными отменами уроков, какими-нибудь днями здоровья – вот это сложно сочетать с жесткими задачами. Особенно когда у тебя консультация запланирована в 11, в 12 ты думаешь, закончишь и к часу преспокойненько их заберешь из школы. Тут звонит ребенок и говорит: «Мам, у нас уроки сегодня до 11-ти!» И тебе нужно срочно график перекраивать. Но, с точки зрения в целом, - чем меньше ребенок, тем больше требуется на него времени. И я бы еще сказала, не только времени, но и энергии. Потому что они ночами не спят, днями могу истерики закатывать: то не так, это есть не буду. В этом плане проще.

 

Как расставить приоритеты в плане

Анна: Да, от себя добавлю еще, что, по моему опыту оказалось так, что двое детей требуют времени не больше, может быть, даже меньше, чем один ребенок, который, когда один, ходит за мамой целый день и постоянно его надо развлекать, особенно до 3-х лет. Я поняла, что у вас есть недельный план, который представляет из себя список разных задач. Я тоже себе составила такой план, но он просто неподъемный, т.е. там огромное количество задач! Я так понимаю, что у вас, наверное, тоже. Как вы выбираете, что делать сначала, а что делать потом? Вы как-то расставляете приоритеты? Какие инструменты вы используете для этого?

Ольга: Сейчас я сделала таким образом: я, во-первых, составила глобальный план, в котором выписаны задачи по разным сферам. Потом эти задачи я проранжировала с использованием 2-х инструментов. Один, скорее всего, вы знаете, - это матрица Эйзенхауэра, где нужно задачи оценить по степени важности и срочности. И второй инструмент – это те задачи, которые касаются бизнеса, любимого дела, работы и те, которые, с моей точки зрения, тоже приносят удовольствие и деньги. Соответственно, те дела, которые получили в качестве классификации категорию «срочные и важные» или «удовольствие и деньги», имеют больший приоритет в попадании в недельный план. Но есть дела из разряда важные, но не срочные или те, которые просто приносят удовольствие и, может быть, деньги приносят только в перспективе (если мы берем бизнес). Так вот, эти дела я тоже вношу в недельный план и там их 1-2 задачи. И совсем чуть-чуть, если вдруг будет время, туда же вношу дела несрочные, неважные, которые, в принципе, можно не выполнять, но их и не вычеркнуть по какой-то причине. И в недельный план…

У меня тоже есть сложность - это перепланирование, когда в плане стопятьсот задач (смеется) и, естественно, ты их все равно не успеваешь сделать на неделе, они переносятся на следующую. Это, конечно, пока то, над чем я работаю, но фокус у меня сейчас на том, чтобы не больше 12-ти задач было именно таких. Они могут быть более крупные, чем те, которые днем я потом выполняю. Например, если нужно провести вебинар, в задаче в недельном плане будет стоять «провести вебинар», а в дневном я выполняю задачи «создать комнату», «создать презентацию», «загрузить презентацию в комнату» и т.д. Потом непосредственно сам вебинар.

Анна: 12 задач в плане, вы сказали. Речь идет о недельном плане, так?

Ольга: Да, о недельном.

Анна: Почему цифра 12, откуда она?

Ольга: Честно сказать, мне ее рекомендовал мой коуч по личной эффективности (смеется). Он сказал, 10-12 задач. Потом, когда у меня в плане начало появляться 15-20 задач, он сказал: «Так…» И я их переношу или выкладываю именно как сложность. Он сказал: «Так, стремимся к десяти задачам, максимум, к двенадцати». Поэтому десять, я думаю, пока недостижимая задача такая, недостижимая цель. Двенадцать - да. Но здесь вопрос в том, чтобы прийти - у меня следующий уровень – прийти к тому, чтобы выполнять хотя бы 80% недельного плана и тогда уже, если я почувствую, что я могу больше 10-ти задач брать, то можно взять и больше.

 

Что делать, если план не выполнен

Анна: Хорошо. Значит, вам приходится все равно отсеивать какие-то дела, и у вас 2 важных критерия, по которым вы определяете приоритетность дела: приносит удовольствие и приносит деньги, так? Но я так поняла, что, может быть, у других работающих из дома мам эти критерии могут быть другие. Хотя, конечно, это важно, чтобы дело приносило удовольствие и деньги. Такой вопрос: 80% дел из недельного плана, или из месячного, или из дневного не всегда удается выполнить. Что вы себе говорите, когда у вас не получается сделать 80%, а получается, может быть, только половина? Что вы испытываете и как вы с этим справляетесь вообще?

Ольга: По-разному, зависит от моей ситуации в целом (смеется), эмоционального состояния. Если мне хочется уйти в переживание - я называю это «состояние печали» - то я начинаю всех гнобить и говорить: «Вот, опять ничего не сделала». Сейчас уже это происходит крайне редко, сейчас я фокусируюсь на том, что я все-таки сделала. И дальше задаю себе вопрос: а как мне оптимизировать задачи в недельном плане, чтобы я их все-таки выполняла? И поэтому в следующий раз, когда я составляю план на неделю, я смотрю, может быть, это убрать все-таки? Да, я, конечно, хочу сделать это, сейчас или прямо завтра, но реально ли это, учитывая ту загрузку, которая у меня будет? Может, все-таки его убрать, чтобы он глаза не мозолил и не вводил в переживания самоедством? Вот здесь я беру себя в руки и стараюсь переводить проблему в задачу, думать, как все-таки успевать? Как переформулировать задачу? Может быть, я неправильно оценила, что она мне по силам, и что это вообще не одна задача, а десять задач? Тогда я их разукрупняю. Может быть, какие-то задачи я могу делегировать, смотрю, чтобы процесс хотя бы сдвинулся и пошел.

Анна: Т.е. вы сознательно перемещаете фокус внимания на то, что вы сделали?

 

Совмещение разноплановых задач в одном плане

Я поняла, что у меня в течение дня возникает 3 вида задач:

  • задачи, связанные с саморазвитием, это впоследствии может быть работа, т.е., собственно, то, к чему стремятся будущие мамы-фрилансеры,
  • задачи, связанные с детьми и задачи, связанные с поддержанием дома: уборка, готовка, много рутинных дел. Как планировать встречи жесткие, в общем, понятно: есть время встречи, мы его записали и к этому времени встречи готовимся.
  • есть дела, которые изо дня в день надо делать, они вроде бы неважные, казалось бы, но без них никуда. Хочешь-не хочешь, а надо приготовить еду, хочешь-не хочешь, а нужно с детьми хотя бы 10-15 минут в день поговорить, отвезти в школу.

Как вам удается совмещать вот эти 3 вида задач? Они разные, но нужно сделать и первое, и второе, и третье.

Ольга: И компот еще (смеется). Компот – это я имею в виду еще задачи. Например, связанные с собственной красотой или собственным удовольствием.

Анна: Да, потому что себя нужно тоже поддержать, в том числе, эмоционально, чтобы в идеально чистом доме и трех блюдах на завтрак, обед и ужин, с чистенькими, ухоженными детьми как-то все равно плохо, когда мама…

Планирование времени для работающей мамыОльга: Да. Как удается совмещать? Признаюсь, я не нашла такого секрета, чтобы совмещать прямо в идеале, в балансе, но я стремлюсь к этому. Что я делаю? Я в любом случае задаю себе вопрос по поводу срочного и важного, это раз, во-вторых, по поводу удовольствия, нравится ли мне этим заниматься.

Например, если я не люблю готовить, то я сейчас изучаю вопросы, как оптимизировать процесс приготовления еды так, чтобы он ежедневно занимал меньше времени. И то, что мне помогает, это - не всем нравится этот подход, но мне нравится – это частичная заморозка уже готовых блюд. Во-первых, подготовка полуфабрикатов заранее, т.е., я могу, например, один день выходной посвятить тому, чтобы сразу сделать несколько вторых на неделю вперед или наготовить заготовок для того, чтобы потом суп можно было сварить за 15 минут, не сильно напрягаясь. Это то, что помогает оптимизировать, убыстрить процесс, ускорить.

Второй момент – это делегирование (смеется). Я понимаю, что, когда дети маленькие, с ними сложнее. Но и тут есть то, что помогает быстрее, к примеру, делать уборку, - это привлекать к этому других людей. Например, сейчас у меня есть распределение, кто когда моет посуду, кто где моет полы, если что, я девочек привлекаю. Т.е. я стараюсь, чтобы эти рутинные дела занимали минимум времени. И если есть люди, которым нравится это выполнять и они получают удовольствие, то я делегирую это им. И я скажу, я понизила планку, уже давно (смеется) по степени чистоты в квартире, по степени порядка, в сравнении с тем, что было до рождения детей.

И еще один момент, который помогает, - это оптимизация пространства так, чтобы меньше нужно было убираться. Если нужно протереть полы, то чтобы не нужно было поднимать стопятьсот каких-нибудь пуфиков. Если это игрушки, чтобы можно было их просто куда-то закидать, а не рассаживать каждую на свою полку, это занимает много времени. И, собственно, то же самое в шкафах. Стараюсь и детям тоже показать: вот у тебя место для трусов, вот место для носок, складывай вот сюда (смеется). Это, конечно, не сильно соблюдается, но, по крайней мере, когда этот порядок вместе с ними наведешь, потом какое-то время не нужно бегать по квартире с криком «где мои колготки?!» за 5 минут до выхода в школу. Вот это помогает.

И по поводу этого «компота». Как можно еще на себя время находить? Тут только единственный выход – планировать его тоже заранее. И первое время планировать его вообще как жесткую задачу. Например, если я хочу ходить в бассейн, то я себе в плане в воскресенье пишу «со стольки-то до стольки-то бассейн», потому что всегда есть искушение этого не делать, всегда есть искушение заняться какими-то домашними делами. И тоже заранее планирую то, что касается прогулок, катания на роликах. Или смотрю: если в плане дня у меня куча жестких задач, то я думаю: так, стоп, а когда же я пойду гулять? Сейчас вечером уже не очень погуляешь, темновато стало - нужно где-то днем погулять, может, я лучше тогда вечером поработаю.

 

Срыв плана. Что делать?

Анна: Я проходила курс, осваивала систему «Флайледи». Она сейчас уже довольно популярна в России, и в рамках обучения на форуме выложили видео, как женщина гладит мужскую рубашку за две с половиной минуты. Я написала: «Вот как ей это удается? Я трачу больше времени!» И мне сказали: «Очень просто. Нужно просто снизить себе планку, снизить требования к качеству глажки рубашки». И, действительно, становится легче. Не нужно рогом, наверное, упираться в идеальную чистоту, а поддерживать такой уровень, который просто комфортен домочадцам.

Итак, про срывы планов. Мы уже немножко поговорили, что, если не удается выполнить, то нужно фиксироваться на том, что удалось, так? А бывает так, что глобальный срыв, какой-то форс-мажор случается, уроки отменили, а у вас, допустим, запланирована видеоконференция. Что вы тогда делаете?

Ольга: Да, такие форс-мажоры случаются. Все зависит от того, насколько глобальный форс-мажор. В конце концов, если уроки отменили, это вопрос, в общем-то, десяти минут, чтобы детей забрать, поэтому решаю, как это нужно сделать. Либо начать, потом сказать, что делаем паузу на что-то, либо ищу способы, чтобы кто-то другой забрал моих детей и довез или довел их до дома. У нас соседские дети ходят в тот же класс, и, если есть такая возможность, то связываюсь с ними. Т.е. готовлю резервные, запасные варианты. Или, в конце концов, звоню детям, когда они говорят, что у них все закончилось, я говорю: «Сожалею, не могу тебя вовремя забрать, не знала, что у вас так произойдет, подожди меня, пожалуйста, еще час в школе. Сделай пока уроки, сходи, не знаю, в столовую, займись чем-то». Они, конечно, потом жалуются и ноют (смеется), но идут на такое. Ну, куда им деваться (смеется), если мама не приехала, а одних не отпускают?

Если случается форс-мажор типа глобального отключения интернета или света во всем городе, то здесь, конечно, находишь возможность связаться с клиентами. Если это клиент, с которым ты работаешь, то берешь дополнительные возможности для связи, тот же телефон, чтобы не только на интернете быть завязанным. Связываешься, переносишь, отменяешь. Если это детские болезни - то же самое. Я стараюсь к этому относиться философски. Если какое-то серьезное выступление на конференции или очные, которые готовятся за полгода… Я сейчас таких и не организовываю, именно из-за того, что пока не могу продумать множество вариантов, как быть, что случится, если вдруг произойдет какая-то форс-мажорная ситуация. А когда меня приглашают, то скрещиваю пальцы (смеется), делаю все возможное, чтобы все случилось хорошо, чтобы никто в этот момент не заболел, чтобы можно было отвезти, приехать, забрать, успеть доехать, выступить. А если оно и случается, ну что же, жизнь такая.

Но самое главное – это настрой на то, чтобы изначально себя спрашивать: а что я могу сделать для того, чтобы получилось? Не переживать из-за того, что вдруг у меня не получится и т.д. Раньше, когда дети были еще маленькие, каждый раз, когда я назначала консультацию, был риск, что она сорвется. И риск был очень высок: где-то 50 на 50. Я никогда не знала, приду ли я на нее. Но если бы я их не назначала, они бы у меня вообще не происходили. Поэтому я назначала и говорила: «Возможно, мы перенесем». Поэтому даже сейчас, можно сказать, и проще.

 

Планирование времени для работающих в интернете мам

Планирование времени работающей мамыАнна: Да, понятно. У меня та же ситуация, где-то 50 на 50, и непонятно, что будет. В общем, да, нужно воспринимать философски, потому что это не конец света. Скажите, вы много общаетесь с начинающими работать в интернете мамами, какие вопросы они задают о планировании и какие у них возникают чаще всего сложности, на первом этапе?

Ольга: Чаще всего сложности в том (особенно когда приходят мамы с маленькими детьми), чтобы вообще найти его, это время. И здесь мы рассматриваем разные моменты, где его можно найти, начиная с того, как можно оптимизировать быт. У нас есть раздел, в том числе, по тайм-менеджменту, там я даю конкретные рекомендации.

Вот один частный пример: девушка, когда собиралась с ребенком гулять, засекла время по таймеру, и выяснилось, что на сборы у них уходит 40 минут. 40 минут каждый раз, пока они закончат играть, пока она его догонит, пока оденет и т.д. Сейчас она этот процесс оптимизировала и теперь говорит: «Мы можем собраться гулять за 10 минут». Т.е. у нее всегда лежат подготовленные кофточки, изначально до гуляния все уже готово. Говорит, с ребенком я договариваюсь заранее, что вот ты поиграешь, и мы пойдем, и уже без капризов мы успеваем собраться за 10 минут. Вот они вам – 30 минут свободного времени. И таких «уловочек» можно найти довольно много, как минимум, по 5-10 минут в день несколько таких моментов можно отыскать.

И плюс, понимаете, когда у человека не было до этого задачи работать, у него и весь день был заполнен чем-то, какими-то делами. А когда встает задача работать, он может даже маленькому ребенку сказать, с убедительной интонацией в голосе: «Маме сейчас нужно поработать 10 минут, а потом мы с тобой займемся чем-то, поиграем». Можно поставить в тот момент песочные часы, сказать: «Вот когда песочек весь перебежит вниз, тогда мы с тобой поиграем». Или включить таймер: «Зазвонит – мы с тобой поиграем». Дети - они же люди (смеется), они могут идти на контакт.

И самое главное, когда начинаешь работать, и чем вообще интернет хорош, - это тем, что не надо относиться к своему времени так, как раньше. Мол, пока у меня не будет 2-х часов подряд на работу, я не буду этим заниматься. Нет, здесь подход какой может быть? Вы можете найти 4 раза в день окошки по 15 минут – и вот вам уже час работы. И один час, например, берем, когда ребенок спит днем или вечером. Вот вам 2 часа работы. Т.е. учиться работать дискретно, разбивать задачи на подзадачи.

Анна: Да, я поняла вас. У меня тоже есть одна мысль: если чего-то очень сильно захочется сделать, то время можно найти, выкроить, если как-нибудь извернуться. В конце концов, встать в 5 утра, сделать и потом просто подольше поспать днем. Я такой выход для себя нашла: днем с неспящими детьми просто лечь на пол, пускай они там ползают, возятся, делают что хотят, а я сплю. Такой вот выход. Может, кому-нибудь пригодится.

Ольга: Да.

 

Вдохновляющие примеры

Анна: Ольга, спасибо большое! Я свои вопросы все задала. Надеюсь, что наш разговор будет полезен другим мамам. Я и себе, начинающей работать в интернете, и другим мамам, начинающим работать, желаю удачи и успехов! И вам тоже. Спасибо за советы.

Ольга: Спасибо, Анна, мне тоже было очень интересно самой поразмышлять над этими вопросами. И очень радостно тоже за себя, что эти вопросы уже не вызывают такой боли, такого отчаяния, как раньше, когда ничего не успеваю, когда ужас-ужас, или ты мечешься в хаосе вся.

Я знаю, что вы проходите сейчас курсы по планированию и по самоорганизации,  и я очень рекомендую тем, кто идет в работу в интернете, тоже что-то проходить: какие-то тренинги, какие-то курсы, в которых даются конкретные рабочие технологии, желательно по тайм-менеджменту именно для мам с детьми, их сейчас довольно много. И не изобретать велосипед, а знать, что, в общем-то, эта проблема решаема, сколько бы у вас ни было детей.

И в конце хочу привести примеры, которые меня саму вдохновляют, потому что у меня все-таки дети сейчас довольно большие, я уже практически как полностью работающая мама, которая просто работает из дома. У меня есть периоды по 4 часа подряд, а ведь раньше было вообще непонятно, бывает ли такое, что ты 4 часа принадлежишь только себе (смеется). Сейчас это у меня уже норма. И я не работала, когда у меня были дети совсем-совсем малыши, я начала выходить в интернет, когда младшей было около 2-х лет. А у меня сейчас девочки, которые проходят тренинги, вот только вдумайтесь: у одной четверо детей, из которых старшему 12 лет, а самому младшему – меньше года, потом около 3-х лет мальчик и около 6-ти. Т.е. как бы с небольшой разницей столько маленьких детей. Старший, который в школу со своими вопросами, и младшие, которые вокруг тебя все. И она не просто работает - она пытается развивать еще свое направление, консультировать. Другая девушка живет еще и в другой стране, в Палестине. Как вы сами понимаете, другой язык, и интернет там не очень, потому что рядом война. И у нее пятеро детей – пятеро! И меня вот эти примеры очень сильно вдохновляют. Если мама с пятью детьми находит час-два на работу, то что ж такое? Значит, и я смогу! Здесь важно не сравнивать себя в сторону, что я не справляюсь, я плохая, нет, наоборот: если она смогла, может быть, мне ее опыт пригодится? Узнайте, как она это делает (смеется).

 

Еще раз скажу спасибо Анне. Надеюсь, что наша беседа будет полезна тем, кто сейчас планирует работать в интернете или столкнулся с вопросами, как самоорганизовать себя. Всего вам доброго и до встречи!

 

Беседовала:
Анна Корнеева

 

strugovshchikova-olga

 

На вопросы отвечала:
Ольга Струговщикова
автор проекта "Мамина карьера"


Добавить комментарий