3 главных правила, как раскрыть таланты ребенка и помочь ему выбрать профессию по душе

как раскрыть таланты ребенка

Если взрослый человек не знает, чем бы ему хотелось заниматься и какой вид занятий приносит ему истинное удовольствие, то скорее всего в детстве ему “отбили” желание или навязали свое взрослое видение.

Вам знакома, например, пытка музыкальной школой? Когда родители считают, что ребенок должен уметь играть на фортепиано или скрипке. У меня есть знакомые, которые принесли корочку об окончании музыкалки родителям и больше никогда в жизни не притрагивались к инструменту. Или в художественной школе отбили все желание рисовать. А у вас?

Вспоминайте, а у вас в детстве спрашивали, чем бы вам хотелось заниматься, или принимали решение без вашего участия, потому что взрослым же видней? Что это было? Танцы или рисование? Шахматы или английский? Гимнастика или скрипка? Вряд ли занятия из-под палки смогли у вас разбудить интерес к этому виду деятельности, а скорее наоборот. Возможно, именно поэтому во взрослом возрасте у вас не идет поиск любимого дела - из-за состояния “не-знаю-чего-хочу”.

К сожалению, свое детство мы не исправим. Но из этого состояния вполне возможно выйти и найти свое призвание. Как это сделать я много писала в предыдущих статьях.

То, на что мы можем повлиять как родители - это на раскрытие талантов своих детей. Чтобы им не пришлось переживать наши мучения и поиски себя во взрослом возрасте. Об этом сегодня и поговорим.

 

Правило 1: Слушайте, наблюдайте и доверяйте желаниям и увлечениям ребенка

Ваша задача, как родителя, прислушиваться к тому, что хочет ваш ребенок. Наблюдайте, что ему нравится, что увлекает, чем он может заниматься долго (например, час или два создавать космический корабль из бумаги или “шить” одежду для кукол). Замечайте, что он осваивает легко, на лету, после первого объяснения или повторения. И по возможности создавайте условия для развития этих талантов. Вы можете это сделать сами или с помощью тренеров, педагогов в различных кружках.

Это не всегда просто услышать и принять интересы своего ребенка.

Вы можете испытывать разнообразную гамму чувств, когда ваше чадо скажет, что к примеру хочет быть мореплавателем, или таксистом. Самое трудное тут принять, что ваш ребенок хочет именно этого (особенно, если вам это дико не нравится). Бывает сложно удержаться от смеха, т.к. порой их высказывания звучат очень забавно. И хочется уберечь ребенка, сказать о сложностях этой профессии, низкой статусности или невозможности ее приобрести. Но в эти моменты нет места для подобной “заботы”. Лучше всего, тут включить активного слушателя и узнать, что именно им нравится в этой профессии, как они себя в ней видят, о чем мечтают. Потом все это записать. А когда ребенок будет самоопределяться в юности или позже - дать почитать эти записи.

Порой родители спрашивают: “А если у ребенка нет каких-то увлечений?” Обычно такое происходит, когда вы уже взяли на себя функцию “хотения ЗА ребенка”, либо что-то запрещали, либо критиковали, либо навязывали свое, потому что вам было виднее.  Может быть, что его интересы не попадают в ваше представление о том, чем должен увлекаться ваш ребенок. Возможно в вашей семье вовсе не ценятся занятия спортом, а занятие балетом не считается достойным мальчика, или музыка рассматривается на как непрактичная блажь.

Поэтому остановитесь и понаблюдайте за своим ребенком, прислушайтесь. Может быть понадобится не один день или даже месяц, чтобы вам перестроиться и смириться с его интересами. А ребенку почувствовать, что вы наконец готовы его услышать. И тогда он сможет поделиться с вами сокровенными желаниями.

И, конечно, вы можете предлагать свои варианты, но очень осторожно, без навязывания. Просто показывайте, как классно изучать космос или играть в шахматы, рассказывайте как вы любили макраме или ходили на художественную гимнастику. Показывайте, рассказывайте, смотрите, на что откликается интерес. НО без фанатизма. Ваша задача - создавать условия, где интерес мог бы проявиться.

 

Правило 2: Позволяйте экспериментировать и не мешайте приобретать опыт

как раскрыть таланты ребенкаЧем больше разных видов деятельности попробует ребенок, тем проще будет понять к чему у него есть способности и тем легче ему будет выбирать профессию в будущем..  

Поддерживайте его желание записываться на кружки и пробовать себя в разных видах деятельности. Я уже говорила в статье “9 обязательных шагов, без которых вы не найдете призвание” о том, что способности раскрываются в процессе деятельности. Поэтому не мешайте пробовать новое и не настаивайте продолжать обучение, если желание посещать кружок со временем пропало. У детей неустойчивые интересы. Это верно и для совсем маленьких деток, и для возраста 12-13 лет и даже старше.

Если ребенок захочет, позвольте ему менять кружки, секции. Дайте попробовать себя в том или ином деле. Договоритесь, что ребенок будет посещать занятия хотя бы месяц, чтобы понять, нравится или точно нет. Если нравится - пусть остается, если нет - пусть пробует что-то другое. Не нужно заставлять “ходить раз уж начал” до победного.

 

Правило 3: Расширяйте кругозор

В поиске себя очень важно понимать, какие вообще в мире существуют профессии. Потому что на самом деле мы ведь мало о них знаем, разве только о самых распространенных, например, продавец или водитель.

Задача родителей - помочь своим детям найти информацию о разных профессиях, изучать и обсуждать их вместе. Расширяйте кругозор, чтобы они знали о многообразии профессий и всегда имели несколько вариантов, из чего выбирать.

Для деток поменьше проводятся специальные занятия, есть игры, помогающие изучить некоторые профессии. Для старшеклассников нужно уже что-то более серьезное. Например, раньше издавались справочники профессий (сейчас они тоже есть). Но в наши дни, как говорится “гугл в помощь”, в интернете можно найти море сайтов на эту тему. Например, у  меня на сайте есть более 100 описаний различных профессий от первого лица: как обычно проходит день, какие обязанности приходится выполнять, в чем плюсы и минусы такой работы.

 

А чем увлекаются ваши дети? Посещают ли они кружки с удовольствием или только потому, что вы на этом настаиваете? Что вам важно - свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, первые места в каких-то спортивных секциях или все таки счастливое будущее вашего ребенка?

 Если вам кажется, что способность к какому-нибудь виду деятельности присутствует, то ищите своего педагога, который помог бы ее открыть.
 

Струговщикова Ольга, автор проекта "Мамина карьера.ру"

.

Автор статьи

Струговщикова Ольга (c)
Психолог, помогающая мамам находить любимую работу


У этой записи 5 комментариев

  1. Алла

    Спасибо за интересную статью)) стараюсь наблюдатьза своим ребенокм «без фанатизма», очень хочется чтобы он потом не мучился как я в поисках дела по душе. Правда нам пока всего два года )) Для себя выделили пункт про кружки, что не нужно идти до победного, а просто дать попробовать.
    И иногда так сложно отделить сови желания от желаний ребенка. Умеян не было возможности в детстве больше узнать об искусстве, но осознала, сейчас усиленно пытаюсь привить свою любовь ребенку.

    1. Ольга

      Алла, для того, чтобы отделить свои желания от желаний ребенка- лучше всего их выписать и начать удовлетворять. Отвечать себя в музей или на выставку или куда вы еще мечтали детстве)))
      ЗдОрово, что вы уже сейчас старайтесь увидеть интересы скромности ребенка.

  2. Наталья

    Вспомнила слова: «Мама, если тебе так нравится, когда играют на фортепиано, то ты и играй» 🙂
    Тоже понравилось, что можно легко менять. Действительно, что значит «до победного»… какая должна быть победа?

    1. Ольга Струговщикова

      Наталья, обычно победа- это «закончить музыкальную школу» или художественную, или балетную. Хотя ребенку может разонравиться уже через год, а последующие 2, 3,5 он потому что нельзя бросать.

  3. Анастасия

    Ольга! Большое Вам спасибо! Как Вы всё по полочкам разложили))) делала это неосознанно, поэтому иногда были сомнения в своих действиях, а теперь моё поведение в этом направлении будет уверенным!) и спокойным)))

Добавить комментарий