Портфолио – визитная карточка фрилансера

портфолио фрилансераОбщение практически любого фрилансера с потенциальным заказчиком начинается с просьбы показать портфолио. Что же это такое, как его лучше оформить и где разместить, чтобы для работы выбрали именно вас? Будем разбираться.

 

Портфолио. Как оно выглядит

 

Итак, портфолио – это презентация результатов вашей работы. Главная цель ее создания – появление новых заказов!

В зависимости от сферы вашей деятельности, портфолио может выглядеть по-разному.

Пожалуй, самое наглядное портфолио у дизайнеров. По картинкам и макетам заказчик сразу может оценить стиль работы, ее качество и принять решение о дальнейшем сотрудничестве.

Но ошибочно считать, что в портфолио могут быть собраны только картинки. Отлично подойдут для задачи наполнить портфолио скриншоты. Кстати, считается дурным тоном предоставлять портфолио в файле формата word или в виде ссылок на множество сайтов, например, с вашими статьями. Во-первых, заказчику лень будет переходить по разным ссылкам и вникать в вашу работу. А во-вторых, опубликованная где-то еще статья теряет свою уникальность, так ценимую заказчиками! Выход из такой ситуации – скриншоты, которые собираются в файлы формата pdf или электронные книги.

Еще один беспроигрышный вариант – создание кейсов. Кейс – это описанный пример работы на всех ее стадиях – от поставленных задач до полученного результата. Подходит для тех, кому сложно предоставить макеты или скриншоты, например, разработчикам рекламных кампаний и маркетологам. Поверьте, увидев четкое описание вашей работы, заказчик примет положи тельное решение намного легче!

 

Портфолио. Где его взять новичкам?

 

Скриншоты, кейсы и картинки – это все прекрасно, если уже имеется какой-никакой опыт работы. А что делать новичкам, тем, кто только вышел на тропу фриланса?

Вариант, лежащий на поверхности – взять несколько заказов бесплатно. Государственным организациям, благотворительным фондам зачастую требуются исполнители для разных задач. Обратитесь к ним, предложите свои услуги, оговорив, что выполните работу бесплатно, в обмен за разрешение разместить ее в своем портфолио. Если вам повезет, то еще и отзыв сможете получить, а они тоже прибавляют вес портфолио!

Еще один выход из ситуации – выполнить заказ условному клиенту. К примеру, для наполнения портфолио транскрибатора можно взять любой, интересный вам, вебинар, расшифровать часть из него и разместить эту работу как пример в своей презентации. Или, если вы дизайнер, подготовить баннер для привлечения аудитории на тот же вебинар.

Да, вам за эту работу никто не заплатит, но ваше портфолио пополнится! При этом не обязательно трудиться на портфолио длительное время. Для начинающего фрилансера вполне достаточно двух-трех работ.

Кстати, припомните, возможно, когда-то в прошлом у вас уже были результаты, достойный размещения в портфолио. На первый взгляд может показаться, что ничего подходящего не найти, но если заняться вопросом более плотно, то вполне можно отыскать «в закромах» что-то очень ценное!

Итак, как минимум две-три работы для портфолио сможет отыскать или выполнить любой новичок. Эти способы – сделать бесплатно, выполнить работу придуманному клиенту и взять что-то из прошлого опыта – реально работают!

 

Портфолио. Нет предела совершенству

 

После первого наполнения работа с портфолио не заканчивается. Его можно бесконечно «прилизывать», украшать, оформлять, добавлять в него новые работы Можно развиваться в сторону смены формата – например, создать свой сайт-визитную карточку и размещать выполненные заказы уже там.

Существуют даже специальные курсы и мастер-классы по составлению и грамотной подаче портфолио. Но это все можно отложить на потом. На первом этапе достаточно хотя бы файла формата word, чтобы при случае было что показать заказчику! Ведь именно по примерам выполненных работ клиент сможет понять и оценить ваш профессиональный уровень.

 

Портфолио. Где его публиковать?

 

портфолио фрилансераВо-первых, практически на всех биржах фриланса есть возможность разместить портфолио. У каждого сайта есть особенности и разный функционал, но добавить свои работы можно практически везде. Обязательно сделайте это!

Во-вторых, можно создать свой сайт. Причем это не так сложно и затратно, как кажется на первый взгляд. Существуют бесплатные хостинги, в сети достаточно видеоуроков на эту тему. А уж если ваша сфера соприкасается с созданием сайтов, то тем более оформить свой будет делом чести! Однако этот пункт совсем не является обязательным, можно достойно преподнести список своих достижений и другими способами, без создания личного сайта.

В-третьих, можно начать с того, чтобы завести в социальных сетях свою официальную страничку-портфолио. Для этого вовсе не обязательно смешивать личное и деловое. Пусть фотографии семьи и детей, общение с друзьями останется на прежней странице. А все ваши достижения и выполненные заказы размещайте на новом рабочем аккаунте, который вы и будете предъявлять заказчику. Этот вариант идеален тем, что в одном месте будут опубликованы и примеры работ, и отзывы ваших заказчиков и, возможно, файлы разных форматов. Еще один неоспоримый плюс – портфолио, размещенные в социальных сетях легче продвигать!

В-четвертых, используйте различные профессиональные сообщества. Например, набирает обороты социальная сеть linkedln.com, которая создана специально для этого. Она, правда, не совсем подходит для фриланса, но если у вас какая-то специфическая деятельность, которая может заинтересовать крупные компании, (например, вы переводчик), то эта сеть именно то, что вам нужно. Есть и российские профессиональные сообщества, например, professionali.ru, очень активно развивающееся в 2009-2010 годах. Приглядитесь, возможно, что-то подобное есть и в вашей сфере – смело оставляйте информацию о себе и там!

Можно придумать еще варианты размещения портфолио. Допустим, вы специализируетесь на создании видеороликов, тогда вам прямая дорога на youtube, ваш канал и станет портфолио.

 

Портфолио. Можно ли обойтись без него?

 

С одной стороны, слишком заморачиваться над созданием портфолио и месяцами брать бесплатные заказы для его наполнения не нужно. Но и начинать путь фрилансера совсем без примеров выполненных заказов тоже не дело. Да, для старта достаточно одной-двух работ, но они должны быть как козыри в рукаве – по первой просьбе заказчика вы их предоставляете. Клиент убедится, что с вами можно иметь дело, что вы точно справитесь с поставленной задачей – и дело в шляпе!

Но если вы не берете заказы, обосновывая это только тем, что у вас нет портфолио, то это просто отговорки. Можно начинать зарабатывать и без портфолио, прямо сейчас. Не все заказчики ищут опытных исполнителей, особенно на простые виды работ. Часто наоборот отдают предпочтение новичкам, так как они рвутся работать, а их услуги стоят дешевле.

Другая ошибка – стремление к идеальному портфолио, бесконечное его улучшение и обновление. Если вместо поиска заказчиков и выполнения работ вы в сотый раз переставляете местами фотографии в самопрезентации или меняете фон слайдов, то это больше похоже на уход от конкретных действий.

Не обязательно сразу ярко оформлять портфолио. На первом этапе достаточно простых ссылок, хотя и не рекомендуют составлять свое портфолио таким образом. Но порой оптимальнее выбрать самый бюджетный вариант, который тоже может выстрелить!

Возьмитесь за то, что вам понятно, что вы можете оформить сами, что не вызовет технических сложностей и вопросов. Пусть это будет не самый презентабельный вариант, но это лучше, чем ничего. Начните с малого. Все улучшения отложите на потом. В этом случае «потом» – хорошее слово, потому что к апгрейду своей презентации можно вернуться позже, когда у вас будут конкретные работы и больше свободного времени.

Только это не значит, что нужно отложить и забыть. Возьмите себе за правило постоянно добавлять удачные заказы в свою копилочку, просите отзывы у клиентов – наполняйте портфолио! В дальнейшем оно поможет вам поднять свой уровень и планку доходов – чем сложнее какой-то заказ и чем выше стоимость его оплаты, тем более придирчиво заказчики выбирают исполнителей. Помогите своим клиентам – предоставьте им аргументы в вашу пользу!

 

Портфолио для разных видов деятельности – как быть?

 

Часто бывает, что фрилансер «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Если вы специалист в нескольких сферах, то наверняка задумывались о том, как поступить лучше – составить одно портфолио «обо всем» или подготовить презентации для каждого вида деятельности?

Ответ на поверхности – сравниваем портфолио с резюме. В случае, когда ваши сферы совсем не пересекаются друг с другом и вы писали бы под каждую профессию отдельное резюме – составляйте и разные портфолио. Например, вы и бухгалтер, и администратор социальных сетей. Логично, что примеры каждой деятельности будут представлены в своем портфолио.

Ваша задача – упростить заказчику принятие решения о сотрудничестве с вами. Пусть он сразу найдет то, что ищет.

В случае, когда виды деятельности смежные, портфолио может быть общим. К примеру, вы администрируете группу во ВКонтакте и занимаетесь дизайном социальных сетей. В этом случае в роли портфолио может выступать ваша страница в том же ВКонтакте. Вы просто создаете два разных альбома, под каждую сферу, и предоставляете заказчику ссылку на тот, в котором он заинтересован.

Бывает и так, что нужно составить универсальный вариант портфолио, например, для вакансии удаленного помощника. В таком случае не обойтись без перечисления всех своих умений и навыков, пусть они и будут из разных сфер.

 

Ну и напоследок самое важное правило портфолио – все, о чем в нем рассказано, вы реально должны уметь делать.

Удачи в составлении своего портфолио и в поиске клиентов!

 

 

Струговщикова Ольга, автор проекта "Мамина карьера.ру"

.

Автор статьи

Струговщикова Ольга (c)
Психолог, помогающая мамам находить любимую работу

 

 

***************************

«Примерьте» на себя одну из простых востребованных онлайн-профессий, подходящих для мам в декрете. Скачайте электронную книгу «46 интернет-профессий для мам в декрете». В ней вы найдете информацию о реальных профессиях с официальным заработком.

 Чтобы получить ее введите свои данные в форму ниже

strelki


Прочитал и согласен с договором оферты



4 комментария на “Портфолио – визитная карточка фрилансера”

  • Ирина:

    Когда искала себе помощников — бухгалтеров, меня как заказчика всегда останавливало, если у бух-ра одновременно два портфолио, бухгалтерское и дизайнерское, например. Потому что, если бухгалтер не может обеспечить себя профильными заказами, значит он не слишком-то старается, либо сам не понимает, что ему больше нужно. А это плохие кач-ва для бухгалтера.

  • Анастасия Джонсон:

    Ольга, спасибо огромное за данную статью. Мне она очень помогла!!!

Оставить комментарий

Бесплатный курс

banner_mamina_kariera

banner_mamina_kariera

Книга

Книга "Будь счастливой мамой. Как найти любимую работу" О. В. Струговщикова

Фишки воспитания. Авторский блог Елены Пятницкой

Увидели ошибку?

Сообщите о ней

Система Orphus

Главная | Бесплатно | Полезно | Все статьи | Отзывы | Об авторе | Партнерам | Услуги | Контакты