Законы интернет-торговли. Интервью с юристом

 

законы интернет-торговли

 

Здравствуйте, дорогие участницы проекта «Мамина карьера». У нас в гостях Маргарита Ледовских — медиаюрист, эксперт в области информационного права, член Международной ассоциации медиа-юристов (IMLA) при Оксфордском университете, автор проекта о правовом регулировании интернета «Право в сети». Сегодня мы поговорим об основных законах интернет-торговли, которые должны знать и соблюдать предприниматели.

 

 
Из интервью вы узнаете:

  • какими законами регулируются продажи в интернете;
  • как с правовой точки зрения нужно вести интернет-бизнес;
  • какие наказания предусмотрены для предпринимателей, нарушающих законы;
  • как законодательство защищает интересы онлайн-покупателей в случаях обмена и возврата товара;
  • нужно ли платить налоги, зарабатывая на интернет-продажах, и какие штрафы грозят предпринимателю в случае неуплаты налогов.

 

1. Сейчас для продажи различных товаров и услуг очень активно используется интернет. Здесь можно встретить как представителей крупного бизнеса, так и физических лиц, предлагающих свои товары на страницах в социальных сетях. Скажите, пожалуйста, успевает ли наше законодательство адаптировать старые и принимать новые законы для регулирования этой сферы деятельности?

К сожалению, правовое регулирование не поспевает за активным развитием продаж через интернет. Хотя Государственная Дума за интернет взялась активно: не проходит и месяца, чтобы не появилось какое-то нововведение. Но большинство из них не касается именно продаж через интернет. Так, например, нет специального регулирования продаж услуг через интернет, хотя, безусловно, здесь есть своя специфика.
 

2. Какими законами регулируются продажи в интернете?

Если мы говорим о правовом регулировании продаж через интернет, то здесь оно мало чем отличается для обычных предпринимателей и для интернет-бизнесменов. Рассмотрим, например, случай, когда человек, оплативший услугу, требует возврата денег. Думаю, ситуация знакома многим. С правовой точки зрения здесь вообще нет никакой разницы: работаете вы через интернет или оффлайн. Правила будут одни и те же.

Если клиент требует возврата денег до начала оказания услуги (а он на это имеет полное право), то вы обязаны вернуть деньги. Клиент также вправе требовать возврата денег, если услуга оказана, но еще не полностью. Тогда вы обязаны возвратить деньги за вычетом ваших расходов на уже оказанные услуги. И даже если услуга уже оказана, то клиент вправе требовать возврата денег, если вы это обещали (на сайте, на продающей странице, в пользовательском соглашении или в публичной оферте). И конечно же, клиент может потребовать возврата денег, если посчитает, что оказана некачественная услуга, хотя ему это будет трудно доказать.

Но в законах интернет-торговли есть и некоторые нюансы. В федеральном законе «О защите прав потребителей», в частности, есть статья 26.1, которая определяет дистанционную продажу товаров. Есть еще Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Если у вас есть интернет-магазин, то вам в обязательном порядке надо изучить эти документы.
Так, если в обычном магазине мы можем вернуть вещь в течение 14 дней, то товар, купленный через интернет, можно вернуть в течение месяца. Не многие об этом знают. А для того, чтобы действовал сокращенный семидневный срок для возврата, продавец в обязательном порядке должен в письменной форме в момент доставки товара сообщить о порядке и сроках возврата.

Опять же, если мы говорим о правах покупателей и продавцов, то здесь также действует закон «О защите прав потребителей». В общем, почти все, что касается отношений с клиентами, регулируется этим законом, поэтому советую его прочитать, а самое главное — применять.

законы интернет-торговли

3. Как продавать через интернет и оставаться чистым перед законом? Что надо соблюдать?

Соблюдать надо много чего.

Во-первых, если вы продаете не от случая к случаю, а делаете это постоянно, то, прежде всего, надо зарегистрировать ИП или ООО. Ведь в противном случае вы будете вести незаконную предпринимательскую деятельность.

Во-вторых, необходимо соблюдать права покупателей, которые гарантированы законом «О защите прав потребителей».

В-третьих, если вы владелец сайта, то здесь вступает в силу целая группа законов. Надо соблюдать закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так называемый закон «о блогерах» как раз и есть часть статей в законе «Об информации …». Важно, что для того, чтобы на вас распространялся этот закон, важна не направленность сайта, а его посещаемость. Блогером может считаться и владелец интернет-магазина, если ежедневно его сайт посещают более 3000 уникальных посетителей.

Также надо соблюдать авторские права. Ведь к статьям на сайте, к описаниям товаров часто приходится добавлять картинки, фотографии, а они тоже защищаются авторским правом.
 

4. Какие наказания грозят тем, кто нарушает законы интернет-торговли?

Наказания разные: от небольших штрафов до блокировки сайта. Большие проблемы грозят за неуплату налогов. За ведение незаконной предпринимательской деятельности штраф небольшой – до 2000 рублей, это совсем нестрашная сумма. А вот если выяснится, что вы не платите налоги, то государство в этом случае потребует с вас минимум 40000 рублей. Согласитесь, что это уже неприятно. Поэтому если вы все же откладываете регистрацию ИП, то хотя бы заплатите подоходный налог в 13 процентов, как и все наемные работники. Для этого от вас много не потребуется: надо просто подать налоговую декларацию.
 

 5. Какова вероятность того, что заинтересованные в этом государственные органы «вычислят» и привлекут к ответственности? Знакомы ли вы с подобными делами?

В силу своей специализации я не занимаюсь налоговыми спорами, поэтому случаев из своей практики, к сожалению, привести не могу. Но я знаю, что такие дела есть. Кроме того, о своих проблемах с налоговыми органами люди не кричат на каждом углу. Поэтому и в интернете вы не найдете много информации, поскольку это достаточно щекотливая тема.
 

6. Каковы риски?

Это очень сложный вопрос. Для оценки рисков надо учесть много факторов, но не всем это под силу.

Первое, это размер штрафов: то есть надо понимать, стоит ли овчинка выделки. Может, проще заплатить те же налоги, чем потом оплачивать гораздо более круглую сумму в виде штрафа (суммы я уже озвучивала), которая, кстати, не освободит вас от уплаты самих налогов.

Второй момент, который надо учитывать, это как долго вы работаете в интернете и получаете доход. Понятно, что чем этот период больше, тем выше риски. Далее, есть ли у вас сайт, на котором вы предлагаете какие-то платные товары или услуги? Налоговые органы сейчас открыто заявляют, что мониторят интернет. Пользуетесь ли вы электронными кошельками? Наверное, все уже в курсе, что государство ввело идентификацию пользователей. И это сделано совсем не для борьбы с терроризмом, как заявлялось.

Насколько вы публичны? Есть ли у вас недоброжелатели или недовольные клиенты, которые могут пожаловаться в налоговую? Насколько велики ваши доходы? Поступают ли на ваш счет в банке большие платежи или платежи от иностранцев? На все эти вопросы надо самому себе честно ответить.

С другой стороны, как говорится, суровость законов в России смягчается необязательностью их исполнения. Но все равно с уплатой налогов я бы не советовала шутить.
Ну и напоследок. Если ваши доходы стабильны, и вы получаете в год 250-300 тысяч рублей, то я бы посоветовала вплотную задуматься о регистрации ИП.
 

Беседовала: Струговщикова Ольга

 

photo-ledovskihНаша гостья:

Маргарита Ледовских,

медиаюрист, эксперт в области информационного права,
член Международной ассоциации медиа-юристов (IMLA) при Оксфордском университете,
автор проекта о правовом регулировании интернета «Право в сети».


Добавить комментарий