Мифы о способностях, которые мешают найти любимую работу. Миф 1

Способности и любимая работаВ этой серии статей я хочу рассмотреть очень распространенные заблуждения о способностях, которые сильно затрудняют определение и поиск любимой работы.

И начну я с самого распространенного мифа, который говорит о врожденности способностей и нашей беспомощности в связи с этим.

Миф 1.       Способности даны человеку от рождения. Повлиять на это он никак не может.

Согласно этому мифу способности - это некие свойства, которые у нас есть от рождения.  Все что нам остается, так это смириться с тем, чем нас одарила природа. Чтобы узнать, какими способностями мы обладаем, надо их в себе открыть или раскрыть, обнаружить.

При этом считается, что мы никак не можем повлиять на то, что нам дано. Не можем ни прибавить, ни убавить. Тут прослеживается некий фатализм, если хотите предначертанность судьбы.

В этом мифе есть часть правды. Она заключается в том, что каждый человек рождается с определенным набором анатомо-физиологических особенностей. Что в переводе с научного на русский означает: люди отличаются друг от друга на уровне строения тела, его органов  и особенностей их функционирования. Называется все это задатками. Часть из них мы получаем в наследство от родственников, другая часть исключительно наша, сформированная во время пребывания у мамы в пузике.

Иначе говоря, мы рождаемся с определенными задатками, т.е. предрасположенностью к формированию тех или иных способностей.  НО будут сформированы способности или не будут, и какие способности разовьются, зависит, во-первых, от окружения в котором мы растем, во-вторых, от нашей настойчивости, упорства в их развитии (а это в свою очередь зависит от мотивации).

Поясню на примере.

Девочка Маша и музыкальные способности

Способности и любимая работа. Миф 1. ПевицаПредположим, некая девочка Маша рождается с задатками к развитию способности «к пению». Особенности ее слухового анализатора позволяют очень тонко различать высоту звуков, тональность и т.п.. Строение голосовых связок  такое, что позволяет научиться красивому вокалу.

Если Маше повезет, и окружение, в котором она растет (родители), заметят эти задатки и отведут ее музыкальную школу «учиться петь», то у девочки будет прекрасный шанс развить эту способность и стать певицей.  НО, заметьте, только ШАНС,  не гарантия.

Если же мама решит отдать девочку в художественную школу, то формирование способности к пению либо отложится на школьные годы и более позднее время, либо вовсе останется только в зачаточном варианте и будет использоваться для вокалирования в дУше.

Предположим, что Машу все-таки отвели в музыкальную школу. Она начала учиться, вроде бы все хорошо, все получается. Ее хвалят, поговаривают о чудесных перспективах. Но девочке не хватает настойчивости и упорства, она пропускает уроки, не выполняет заданий.  Возможно, ей просто не интересно и не нравится это занятие (нет мотивации). Через пару месяцев она бросает, и больше в жизни к развитию этой способность не возвращается. В итоге поступает в технический вуз,  эти задатки остаются невостребованными, способность не развивается.

Резюмирую.

Что нам дают эти размышления для решения вопроса о поиске любимой работы.

  1. Важно знать какие способности у вас уже есть, но это не должно быть решающим фактором при определении любимой работы.
  2. Имеющиеся способности могут указать на то, в какой области лежат задатки.
  3. Способности формируются прижизненно. Т.е. вы можете развить в себе нужные для выбранной деятельности способности, даже если на данный момент их у вас нет
  4. Для развития способностей первостепенное значение имеет ваше желание, сильная мотивация, настойчивость и упорство.
  5. Способности формируются в деятельности, т.е. пока вы не займетесь пением, игрой в гольф или математикой вы не узнаете, есть у вас способности к этим видам деятельности или нет.

Интересно, а что вы думаете по этому поводу?

Поделитесь в комментариях  своими историями об открытых и «зарытых» способностях.

О том, как все твердили, что у вас нет к этому способностей, но труд и упорство привели к овладению какой-либо деятельностью.

О том, что у вас получалось хорошо, чему вы легко учились и все говорили, что у тебя есть к этому способности, но вам это было не нужно, не интересно и в итоге было заброшено.

 

 

Струговщикова Ольга, автор проекта "Мамина карьера.ру"

.

Автор статьи

Струговщикова Ольга (c)
Психолог, помогающая мама находить любимую работу


У этой записи 4 комментариев

    1. Струговщикова Ольга

      Доброго времени суток, Марина! Замечательно, что Вы не «заражены» этим мифом:)

  1. Евгения

    Здравствуйте!Статья полезная)).»Важно знать какие способности у вас уже есть»пишете Вы.А КАК это определить?Бесконечное копание себя,без знания каких то методик, ни к чему не приведет.У меня, к примеру еще есть зависимость от чужого мнения,и мне ооооочень трудно апеллировать аргументами,причем, у меня их нет.Я просто очень сильно хочу водить грузовик.Это одна из открытых в себе способностей.Когда мне друг предложить идти в автошколу,я пошла вся в сомнении , что у меня что-либо получится,Но научилась…И мне это нравится ,и я уже получила следующую категорию.Одна в группе училась среди мужиков. И все спрашивали ,а зачем Вам это надо? Да ну, это бред,Вы что будете водить грузовик? А как Вы колесо менять будете?А что касается задатков. С детства любила танцевать, занималась в самодеятельности и даже закончила колледж,хореографическое отделение.Но понимаю не мое, и развивать никак не хочу.Вот как то так!

    1. Струговщикова Ольга

      Здравствуйте, Евгения!
      Рада, что статья полезная.

      «”Важно знать какие способности у вас уже есть”пишете Вы.А КАК это определить?Бесконечное копание себя,без знания каких то методик, ни к чему не приведет.» == согласна, что просто копание к себе без знания методик может длиться бесконечно и не приносить нужных результатов.
      Но для того, чтобы понять какие уже есть способности (какие уже развиты), методики не нужны. Вы сами это знаете.
      Один из приемов — это «Список моих способностей и талантов», где переписывается все, что вы уже умеете делать, какие уже способности развиты. Чужое мнение тут также можно использоваться, т.к. со стороны некоторые моменты виднее.

      Для изучения многих способностей созданы отдельные методики, они часто применяются при профотборе.Но эти методики также изучают имеющийся уровень развития способностей, но не указывают на потенциал, на возможность их развить.

      Пример про грузовик — наглядная иллюстрация того, что если есть желание, то в нем заложен уже потенциал для развития способностей и что даже чужое мнение не так сильно влияет. Ведь отучились же Вы в этой автошколе и научились водить грузовик. Кстати, чем история закончилась?

      По поводу танцев. В какой момент желание продолжать это ушло?

      Еще что заметила, что оба Ваши примера (вождение и танцы) связно с движением.

Добавить комментарий для Струговщикова Ольга Отменить ответ