Как я работала учителем музыки

Елена Мельчихина1

«Зачем мне это надо? Как меня угораздило ввязаться в эту авантюру! Я не смогу! У меня ничего не получится! Представляю, как надо мной все будут смеяться!» - такие мысли обуревали меня, когда я шла на первый в своей жизни урок музыки.

Это было в начале 2000-х, когда я с детьми переехала в российскую глубинку из одной из бывших союзных республик. Сидеть на шее у родителей я не собиралась, поэтому устраивая дочь в школу, поинтересовалась работой для себя. Как оказалось, ничего подходящего для меня не было. Размышляя, как жить дальше, я грустила в школьном коридоре, как вдруг услышала радостный возглас рядом с собой. Оглянувшись, я увидела свою бывшую учительницу музыки, с которой  не встречалась уже много лет. Оказалось, что она тоже переехала жить в этот поселок и преподает в местной музыкальной школе. В новом учебном году ей предложили вести уроки музыки, но из-за недостатка времени она отказалась и рекомендовала меня.

«Учитель музыки в школе? Я? Ерунда какая-то» - подумала я. Дело в том, что по специальности я 
учитель русского языка и литературы. Музыкальную школу закончила давно, еще на заре туманной юности, и практически 20 лет музыкой не занималась вообще. Ведь побренчать на гитаре или сыграть на пианино у кого-то в гостях запомнившуюся с детства пьеску — это не значит заниматься музыкой. Но... В общем, меня уговорили.

И вот, вооружившись поурочным планом на год, проигрывателем, пластинками с классической музыкой, я отправилась покорять свой Рубикон. Но не тут-то было! Ученики не хотели слушать классику, они ее не понимали и не принимали, они хотели петь. Ноты песен я  выпрашивала у преподавателей музшколы, искала по знакомым и библиотекам, переписывала от руки. А после занятий допоздна разучивала мелодии, чтобы на уроке зазвучали: «Бьют часы на старой башне», «Звездная страна», «Песня кота Леопольда».

Завуч школы поначалу, видимо, тоже считала меня авантюристкой. Первое время она часто стояла под дверью кабинета музыки, чтобы понять, что же происходит внутри. «Поют!» - изумленно констатировала она. И после этого начала смотреть на меня где-то даже с уважением. А у меня все также замирало сердце и тряслись руки перед каждым уроком.

Первые успехи

В тот первый год моей работы учителем музыки в школе в России появился новый гимн. Я не стала
дожидаться, пока администрация школы даст распоряжение его разучить, нашла ноты, продиктовала на уроках слова. Как-то после одного из уроков, на котором мы пели гимн, ко мне подошел Колька Мамонтов, двоечник и поселковый хулиган.

guitar «Это самая лучшая песня из всех, что мы учили!» - сказал он. Я всегда буду помнить его слова, а также удивление руководства школы, когда на линейке школьники не стояли молча под звуки гимна, а уверенно запели: «Россия — священная наша держава...».

А потом началась веселая предновогодняя суета. Я писала сценарии, разучивала песни, помогала классным руководителям с репетициями. И вдруг поняла, что у меня больше не дрожат колени, и не бьется бешено сердце, когда я вхожу в класс. Надо мной никто не смеется, не смотрит с недоверием. Ученики уже не называют классическую музыку похоронным маршем, а с удовольствием слушают Чайковского, Бетховена, начинают разбираться в музыкальных жанрах.

Запела вся школа

Во время подготовки к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, я поняла, что очень ошибаются те, кто считает современных детей пустыми, легкомысленными, что их не интересует ничего, кроме попсы. С каким чувством ученики пели «Землянку», «Дороги», «День Победы», другие песни о войне, как горели их глаза! Мы подготовили и провели конкурс инсценированной военной песни. А 9 мая состоялся большой концерт для ветеранов, в котором участвовали школьники из всех классов.

Знаете, что для меня стало самой большой наградой? Не то, что наше выступление признали лучшим среди школ района, не многочисленные конкурсы, в которых мои ученики занимали призовые места. А слова директора: «Наконец-то у нас запела вся школа!» Оказывается раньше, во всех конкурсах и концертах принимали участие только трое детей бывшего учителя музыки, а на остальных, даже талантливых, не обращали внимания. Эти слова я до сих пор считаю высокой оценкой своих усилий.

Если мне кто-то скажет сейчас, что учитель музыки в школе — это непрестижная профессия, занятие для неудачников, я только посмеюсь. Теперь я точно знаю, что это работа не для ленивых и слабонервных. Я не просто попробовала себя в новом деле, но и смогла перебороть страх, сомнения, неуверенность в себе и своих силах. Ведь если приложить старания, вкладывать в дело всю душу, успех обязательно придет.

Елена МельчихинаАвтор - Елена Мельчихина


Добавить комментарий