7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка 3. Развивайте способности

fishka3

/

Здравствуйте, мои дорогие читательницы!

Я к вам с новой фишкой, уже третьей. Ранее мы говорили, что прежде чем бежать раскрывать свои способности нужно определить свое призвание, то чем вы хотите заниматься в жизни, в чем состоит любимое дело. Так как это позволит понять, какие именно способности необходимо раскрывать. А также установили, что для понимания того, в какой плоскости лежат наши способности нужно вспомнить те дела, науки, знания, освоение которых давалось легко без особых усилий. И пришли к выводу, что нужно уметь ценить то, что вы умеете.

Следующий мега-важный момент, который выглядит как самая банальная банальность, и который я обозначила как фишку №3, заключается в следующем:

/

для того чтобы раскрыть в себе способности их нужно развивать.

Как мы лжем сами себе, утверждая, что «у меня нет к этому способностей»

Вроде бы все просто. И вряд ли я открыла этой фишкой Америку. Но очень часто, ответ на желание заняться любимым делом новым для нас, в глубине души возникают такие возражения: «да, но я этого не умею», «у меня нет к этому способностей». И многих это останавливает, и убеждает в необходимости отбросить мечту о любимой работе.

Если это про вас, то предлагаю задать себе следующий вопрос:

- На основе каких фактов был сделан подобный  вывод?

Не знаю, каков будет ваш ответ, но в моей практике я нередко слышу: «не знаю, я так думаю».

Если вы не знаете, почему сделали такой вывод, значит, это просто убеждение, которое вас ограничивает (этакий тараканчик, живущий в голове и не дающий выходить из уютного болотца).  Следовательно, надо понять, откуда растут ноги у этого убеждения, создать себе новый образ мыслей, который, напротив, будет расширять ваши возможности и способствовать росту, выходу из зоны комфорта. Как это сделать разбирается на тренинга «Антистрах-форте: как освободиться от страхов и сомнений», который вы можете скачать здесь и пройти его самостоятельно.

Если же вы приводите в качестве фактов  следующий аргумент: «Я попробовала, у меня не получилось». То задайте себе такие вопросы:

  • Сколько раз вы пробовали?
  • Как долго вы этому учились?
  • Было ли это обучение качественным, можно ли его назвать эффективным?
  • Достаточно ли вы приложили к этому усилий?

Я думаю, вы  уже поняли, что если ваш ответ: «пробовала 1 раз; нет, не училась, или только пару недель походила на курсы, которые проводил непонятно кто», то в этом случае убеждение  «у меня к этому нет способностей» опирается слабые аргументы и не может считаться обоснованным. Ведь за ним стоит незначительный опыт и отсутствие или малоэффективное обучение.

Только в случае, если вы можете сказать, что неоднократно пытались этому научиться у лучших преподавателей, многократно пробовали себя в этой деятельности и дается она вам с сильнейшим скрипом, утверждение: «у меня к этому нет способностей» можно считать верным (и то не всегда). Но и тут не стоит опускать руки, т.к. во многих случаях можно найти обходные пути. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.

Девочка Маша и дизайнерские способности

Проиллюстрирую на примере. Есть некая Маша, которая страстно хочет в свои 30 с хвостиком стать дизайнером интерьеров. Она узнала, что для успеха в дизайнерстве ей будет необходимо уметь рисовать, владеть компьютерными программами, «чувствовать пространство». При этом она понимает, что ее экономическое образование тут не поможет.

decorЧто же ей делать? Маша может сказать: «я никогда не занималась дизайном, способностей к рисованию у меня нет, с компьютером на «Вы», лево-право не понимаю. Я бездарность. Не буду ничего менять.  Вернусь на свое место экономиста и буду просто работать ради денег». Как мы уже поняли, Маша совершает серьезнейшую ошибку. Она делает вывод о своих способностях, основываясь только на том, что есть сейчас, только на знаниях о своих талантах, выявленных на настоящий момент. Но нам известно, что есть еще способности, о которых мы не знаем, у нас просто не было возможности их раскрыть и развить в себе.

Зная третью фишку раскрытия способностей, наша Маша может выбрать другой путь и сказать себе: "Да, на данный момент я не умею рисовать, делать дизайн на компьютере, не «чувствую пространство», но это еще не говорит о том, что я к этому не способна. Поэтому мне необходимо начать развивать эти способности. Выбрать подходящее по карману и временным возможностям мамы в декрете обучение, дать себе определенный (достаточно длительный) срок, чтобы с уверенность сказать есть ли у меня способности к дизайнерскому делу и на каком уровне они находятся".

В этом случае у Маши есть все шансы на успех.

Что же делать, если способностей нет? Практические рекомендации

Итак, когда вы определили свою любимую работу, поняли, какие способности для ее выполнения вам пригодятся, не следует сразу отчаиваться и говорить: «ну вот, все тщетно, у меня нет к ней способности». Сделайте следующие шаги:

  1. Составьте список знаний, умений, навыков, способностей, талантов, которые пригодятся для успешного труда в деле своей мечты.
  2. Отметьте те дарования, что у вас уже есть, те знания, которые имеются
  3. Запишите то, что еще будет необходимо развить. Определить это вам помогут описания профессий, изучение должностных инструкций.
  4. Определите где и как вы будете развивать эти способности. Самостоятельно, вместе с инструктором, тренером, на курсах, в колледже, вузе, в практической деятельности. Определите подходящую для вас по времени, бюджету, подходу форму обучения, благо сегодня их много, и развивайте свои способности.
  5. Пройдите обучение, займетесь развитием нужных дарований. Именно поможет вам раскрыть их в себе.

Ремарка о методиках обучения и развития способностей

Совершенствуя свои способности, важно помнить о том, что выбранная вами система обучения может быть несовершенна. Например, раньше считалось, что есть дети с нормальным умственным развитием, которых невозможно обучить чтению. Связано это было, прежде всего, с тем, что существовавшие на тот момент методики обучения чтению были далеко не идеальны. Помните, как раньше учили буквы? Не «А», «Б», «В», а  «Аз», «Буки, «Веди» и т.д. И перейти от изучения подобным образом букв к их складыванию в слова детям было сложно.

Сейчас же ученые разработали различные современные методики, позволяющие научить ребенка читать в раннем или дошкольном возрасте, а уж в школе все дети овладевают этим навыком. Мало того, в специальных школах даже часть умственно отсталых детей обучается чтению.

Поэтому, развивая свои способности, помните, что если вам трудно дается освоение какого-то навыка, то это еще не говорит об отсутствии у вас  задатков или бездарности в этом деле. Возможно, это свидетельствует о том, что еще не изобрели подходящую для вас методику обучения или вы не нашли нужного консультанта, тренера, преподавателя. Может быть, стоит поискать другой подход, другую школу и там все получится?

Как потолок помогает в развитии способностей

И в заключении хочу остановиться на одном очень важном моменте, позволяющем усилить эффективность выбранной программы обучения. Чтобы развить свой талант, очень важно давать себе задачи чуть более сложные, чем вы можете выполнить сейчас, а еще лучше, чтобы они находились на пределе возможностей.

Т.е. действовать надо таким образом, чтобы нагрузка раз от раза увеличивалась. Потому что если вы будете выполнять только то, что уже умеете, способность развиваться не будет, она останется на том же уровне. А если вы каждый раз приближаетесь к потолку своих возможностей, вы делаете шаг вперед. Успешно выполнив более сложные задания, вы повышаете самооценку, овладеваете новыми навыками и неизбежно растете как профессионал.

Но будьте осторожны с уровнем сложности. Не стоит его поднимать выше, чем вы можете справиться, это только усилит переживания неумелости и снизит самооценку, и никак не поможет развитию способностей.

На сегодня все, а в следующей статье я расскажу, как раскрыть способность, начав заниматься любимым делом.

 

С вами была Струговщикова Ольга

(c) 2013г.

 

P.S. Напишите. пожалуйста, в комментариях, чем была полезна эта статья.  Знакомо ли вам то, что в ней описывается, подходят ли предложенные рекомендации?


У этой записи 2 комментариев

  1. Марина

    Спасибо за статью! Я как раз в процессе принятия решения насчет выбора профессии (кстати, подумываю о дизайне интерьеров , т.к чувствую и интерес и кое -какие способности), ваша статья еще больше воодушевила меня

    1. Струговщикова Ольга

      Марина, очень рада! Спасибо, что поделились своей ситуацией.
      Вот так вот берешь случайный пример, из головы, а он попадает в точку:)

      Удачи Вам!

Добавить комментарий для Струговщикова Ольга Отменить ответ