Быть мамой, которая работает полный день в офисе или дома, совсем непросто. Помимо работы, которая занимает треть суток, нужно успеть и с мужем время провести, и с детьми поиграть, и за домом присмотреть, и на себя время выделить. Я поделюсь с вами способом, которых позволяет «убить двух зайцев»: как организовать домашние дела так, чтобы заодно и ребенку развивающее занятие устроить. Многие считают, что если занятие, то обязательно за партой и с книжкой. Но ведущая деятельность у дошкольников – это игра, значит будет играть с пользой за порядка в доме.
Несколько слов о том, почему нужно вовлекать вовлекайте ребенка в домашние дела:
- во-первых, он быстро втянется и сам будет стремиться помогать вам;
- во-вторых, если вы сделаете дела вместе с ребенком, значит, у вас будет больше времени на отдых, когда ребенок уснет;
- в-третьих, малыш будет знаком с тем, чем занимается мама помимо игр с ним;
- в-четвертых, в таких занятиях заключен огромный развивающий потенциал для ребенка.
Здесь важно поумерить свои ожидания, конечно, быстрее сварить суп одной без отвлечений или самой помыть посуду, а не перемывать потом за ребенком. Но давайте на время забудем о перфекционизме: домашние дела все равно будут сделаны, пусть не самым быстрым способом.
1) Приготовление еды
Пусть малыш стоит на стульчике рядом и наблюдает за вами, пока вы комментируете, как варите кашу. Многие мамы говорят, что такой подход решил проблему с тем, что ребенок не дает готовить еду и требует маминого внимания. Попробуйте вовлечь его процесс, хотя бы показать его в деталях, и ребенку будет интересно даже просто наблюдать за мамой. Мой сын уже напоминает мне: «Мама, надо кашу посолить немножко, а потом сахар добавить». Если делаете суп, то несколько кусочков овощей можно отдать на «растерзание» ребенку. Он и в овощах научится разберется, и со вкусовыми качествами познакомится, и сенсорное развитие включится. А если кусочком свеклы на столе что-то нарисует – еще и творческое ☺ Мы с сыном любим вместе делать печенье: я раскатываю тесто, а он разными формочками делает печеньки и складывает их на противень.
2) Стирка белья
Одно из самых любимых занятий моего сына – загружать стиральную машинку. Причем, сын сначала наблюдал за мной, как я перекладываю из корзины вещи в стиральную машину, а когда ему было месяцев 10-11, я застала его за этим занятием: он с упоением доставал вещи из пакета, путался в нем, складывал в барабан, они вываливались, но ему очень нравился процесс. Сейчас сам предлагает «Давай что-нибудь постираем», сам все закладывает, приносит капсулу для стирки, выбирает кондиционер для белья (наливаю его я), сам включает на нужную программу и запускает стирку. А вот вам пример развивающего занятия: развешиваем мокрое белье на сушилке. Сын подает мне вещь, мы ее осматриваем: «Это футболка, смотри, рукава короткие; она серая, а вот машинка на ней красная. Потрогай, футболка влажная и немножко холодная. А теперь потрогай свою – твоя сухая и теплая. А вот махровое полотенце – потрогай, какое оно пушистое и мягкое, а цвет какой красивый – персиковый…». Для малышей постарше можно просить подать конкретную вещь, и дело превращается в игру. Белье развесили, ребенок предметы одежды запомнил, словарный запас пополнил, цветовое и сенсорное восприятие потренировал, еще и маме помог – это очень помогает формировать уверенность в себе: когда ты нужен и твой вклад ценят.
Также можно вместе разбирать посуду из посудомоечной машины, наводить порядок в холодильнике и т.п.
При необходимости можно добавить элементы того, что вы изучаете с ребенком.
- Математика – сравниваем большие и маленькие тарелки с посудомоечной машине, сравниваем папину футболку и футболку малыша; считаем сколько ложек чистых – было 5 штук, а теперь одну убрали – осталось 4 штуки.
- Словарный запас – подбираем эпитеты, какое может быть… полотенце? Теплое, пушистое, мокрое, сухое, белое, вафельное и т.п.
- Сенсорное развитие – давайте потрогать разные фактуры: овощи, фрукты при нарезании салатов; теплое или холодное молоко (если из холодильника), влажное или сухое белье из стиральной машинки.
- Интеллектуальное развитие – расскажите интересные факты о том, из чего готовите еду: откуда берется молоко, где и как растут помидоры и огурцы, как определить, что пирог готов, откуда привезли рыбу…
- Творческое развитие – пусть ребенок сам украсит кашу кусочками фруктов или изюмом, выберет форму для печенья, поможет выложить нарезанный хлеб в виде башенки.
- Ответственность – доверьте подросшему малышу поливать цветы или выделить несложную задачу, с которой он сможет справиться сам.
Как видите, даже если вы самая занятая мама, всегда можно найти время среди своих дел, чтобы провести время с ребенком с пользой для его развития.
Пожалуйста, напишите в комментариях, какие из предложенных идей вам понравились? Что попробуете применить уже сегодня?
Автор:Ксения Ильянович: работающая мама трехлетнего сына, жена замечательного мужа, автор статей и блога «Жизнь прекрасна», консультант для мам. Ксения совмещает ответственную должность в крупной международной компании, роль жены и мамы, находит время для творчества, ведет блог и с удовольствием делится секретами счастливого материнства и гармоничной жизни в ритме современного родителя.e-mail: balksusha@yandex.ru
Очень понравилась статья,я тоже считаю что нужно делать все с ребенком по возможности.Моя красавица тоже обожает мне и печенки печь и тесто делать и пироги вместе пикем..,и стираем и вешаем и тд.Вот только у нас это не было направлено на развитие мы просто болтали или молчали,а теперь я буду ей рассказывать о цветовой гамме одежды,о том мокрая ли она и чья эта кофточка.Спасибо большое за подсказку сама что то не додумалась и не знала о чем разговаривать.
Валентина, рада, что статья понравилась и взяли себе приемчики на заметку.
Кстати, то, что дочка с вами «просто» печет или вешает белье — это само по себе развитие 🙂 Так что уже вы мега-молодец!